Не секрет, что теннис за последние несколько лет очень изменился. Сейчас, для того чтобы подняться в элиту этого вида спорта, обязательно нужно учитывать множество различных факторов, коим прежде столь пристального внимания не уделялось.
Соответственно особые требования предъявляются к образованию тренеров будущих звёзд,
которые под их чутким руководством должны открывать для себя удивительный мир аристократичного вида
спорта.
Насколько отечественные наставники готовы к вызовам современных реалий, корреспонденту «СП»
рассказала специалист, работающий со сборной Восточной Европы ITF до 16 лет, преподаватель 1-го уровня
Международной теннисной федерации Ирина ЧИЧМАРОВА.
— Ирина Алексеевна, раньше тренеры, особенно детские, не слишком уж охотно посещали различные курсы
и семинары...
— Сейчас чувствуется куда большая заинтересованность людей в самообразовании. В прошлом году мы
провели первые курсы, рассчитанные на людей, работающих с юными теннисистами 12 и 14 лет. Тренерский состав был
достаточно сильным. К нам приходили даже те специалисты, имеющие «лэвелы», которые мы присваиваем
после завершения занятий, а также работающие с игроками других возрастных категорий. В частности, было
приятно увидеть среди тренеров Александра Скрипко, который сейчас работает с женской сборной страны. Очень
здорово, что им это интересно.
— Как бы вы описали тех, с кем приходится работать?
— Основная аудитория — это люди, желающие повышать своё образование, а также наставники, выезжающие
зарубеж и видящие, что их коллеги работают по иному.
— На недавних занятиях, «National level i course (Modul 1 и Modul 2)» на базе РЦОП по теннису, которые вы
проводили совместно с представителем Международной и Европейской теннисной федераций, офицера развития ITF /
Tennis Europe Хрвое Змажичем присутствовали около 20 специалистов. Не маловато ли?
— Вы знаете, на этот раз количество тренеров было большим, чем в прежние годы, и это безусловно радует.
Хотя бы потому, что приехали не только наставники из столицы, но и из других регионов страны. Вполне вероятно,
что представительство могло быть и большим. Но к сожалению, такова белорусская реальность. Если людей не
заставляют, что называется из-под палки, или это не обещает в будущем каких-то материальных выгод, то они, к
сожалению, не сильно задумываются над тем, чтобы «подтянуть» свой образовательный уровень.
— То есть мнение обывателей о том, что большинство наставников заботятся лишь о том, чтобы, набрав
состоятельных учеников, стричь с их родителей хрустящие купюры за индивидуальные занятия, при этом не
заботясь о результатах, справедливо?
— Позвольте с вами не согласиться. Конечно, есть те, кто предпочитает работать по старым методикам. Но
всё же подавляющее большинство тренеров заинтересованы, чтобы их ученики развивались в профессиональном
плане. Другой вопрос, что у них мало информации о тех новационных методиках, которые для этого можно
применять, о той же программе tennis10’s. Столь же не осведомлены зачастую и родители юных теннисистов,
которые не требуют от наставников применения в работе со своими отпрысками иных подходов, нежели те, которые
были хороши десяток лет назад. С другой стороны, конечно, те, кто хотят быть профессионалами, новинками
интересуются, и весьма живо.
— Насколько активны наставники, работающие в глубинке?
— К сожалению, в регионах наш вид спорта развивается не столь быстрыми темпами, как того хотелось бы. В
первую очередь, опять же из-за отсутствия у наставников информации. Кроме того, есть проблемы с
финансированием. Так или иначе курсы в большинстве своём проводятся в Минске. Значит, чтобы сюда приехать и
прожить несколько дней, тренерам нужно понести расходы, и весьма значительные. Кроме того, есть такие школы,
где наставник, уехав на курсы, рискует остаться без учеников, которые попросту разбегутся. Тем не менее хочу
отметить, что на курсы в столицу смогло приехать 70 процентов тех, кто был на занятиях первого модуля в Гомеле.
Были люди из Могилёва, Витебска, города над Сожем и даже из Старых Дорог...
— Какова позиция по данному вопросу БТФ?
— Общественное объединение разрабатывает соответствующую программу, чтобы можно было расширить
количество специалистов, принимающих участие в работе семинаров, активнее проводить их в регионах. Люди
должны иметь более обширные возможности знакомиться с новыми веяниями. Всё же заграницу могут выехать
далеко не все даже столичные тренеры. Кстати, учитывая это, ITF взяло курс на то, чтобы в странах, охваченных
программой развития, было как можно больше «тьюторов», имеющих возможность преподавать своим
соотечественникам на местах. Так ведь можно охватить гораздо большую аудиторию слушателей. Дай Бог, чтобы
нашлись средства на её осуществление.
— На каком счету в Международной теннисной федерации белорусские специалисты?
— Вы знаете, в беседах со мной её сотрудники часто отмечают отличный потенциал наших тренеров. Нужно его
развивать, тем более что есть люди, готовые ездить на семинары, учиться, работать. Другой вопрос, у наших
соотечественников не развита культура самообразования. Они привыкли к тому, что знания даются им бесплатно,
и сами уже решают, нужно им это или нет. Впрочем, перемены к лучшему очевидны, особенно это касается молодых
наставников.
— Вы упомянули программу tennis 10’s, которая в последние несколько лет наделала шума в мировом
теннисе. Много ли тех, кто работает по этой системе в Беларуси?
— Может быть, таких людей не столь много, как нам хотелось бы, но прогресс по сравнению с 2008 годом
очевиден. На тот момент программой заинтересовались считанные специалисты. Более того, когда мы
использовали в подготовке детей мягкие мячи, уменьшенные корты, то над нами откровенно посмеивались многие
коллеги. Приятно, что Сергей Тетерин и многие в руководстве федерации наши инициативы поддержали. Правда, к
сожалению, следует признать, что в силу ряда причин ввести её повсеместно пока не удаётся. Но прогресс тем не
менее очевиден.
— Может быть, плюсы tennis 10’s перекрываются её недостатками?
— Нет, эта система на сегодняшний день самая лучшая. Нет, она гениальна. Специалистами Международной
федерации был проведён анализ всех существующих на то время методик подготовки и на основании этого сделали
свою. Из-за неё, кстати, были внесены изменения в правила тенниса второй раз за историю вида спорта. Программа
структурирована по трём уровням, оптимальным для развития детей. С их помощью создаётся ступенчатая система
развития, которая позволяет игрокам прогрессировать в соответствии со своим возрастом, способностями,
уверенностью и мотивацией на соревнования. В процессе обучения изменяются размер корта, длина ракетки,
скорость полёта мяча и длительность розыгрышей до того момента, когда игрок готов перейти на стандартный
корт с использованием жёлтых мячей. Турниры проводятся в дружелюбной обстановке. Результат зачастую
отходит на второй план. Главное — научить ребёнка играть.
— Родители, которые вкладывают большие деньги в занятия, к такому готовы не всегда...
— Думаю, что если им представить более полную информацию, то взрослые будут только за эти изменения.
Конечно, есть момент, что общество консервативно и не у всех есть желание ломать стереотипы. Но думаю, что при
поддержке нашей федерации все трудности будут преодолены, ведь эта система выгодно отличается от той,
которая была в СССР. Всё же теннис — это игра, а старый подход больше ориентирован на техническую
подготовленность. Это тоже важно, но согласитесь, суть нашего вида спорта в другом. Это не гимнастика, где
важную роль играет, к примеру угол сгиба коленей. На первый план выходят психология, игровое мышление. Важно
быстро принять решение, куда сыграть.
— Но старая система во многом воспитала Максима Мирного и Владимира Волчкова, до уровня которых
нынешним спортсменам тянуться и тянуться...
— С одной стороны, вы правы, но посмотрите, как изменился современный теннис. Любая система не идеальна,
она должна соответствовать требованиям времени, изменяться. Что касается современных молодых теннисистов,
то среди них также немало талантливых парней и девчонок, нужно только дать им время для раскрытия своего
потенциала.
Владимир УПЕНЬЕК
comments powered by Disqus